|
|
Статьи
В московской бронзе живет душа художника
Русская художественная бронза явление самобытное,
неповторимое. Российские бронзовщики позже начали, но быстро догнали
своих европейских учителей и часто удивляли их своими достижениями.
В «Описании Первой публичной выставки российских мануфактурных
изделий», проходившей в Санкт-Петербурге в 1829 году,
на которой были выставлены "некоторые бронзы" русских
мастеров, отмечалось: «Тут рассеялось то обидное для русских
предубеждение, будто в России не умеют сделать ничего превосходного,
многие, к стыду своему, сознались, что они покупали в иностранных
магазинах русские изделия за французские или английские, вдвое высшими
ценами».
Секреты старых русских мастеров не утеряны и в наши дни. Свидетельством
тому специализирующаяся в области художественного литья
из бронзы подмосковная фирма
"НимбЪ". Само ее название в старой русской орфографии
говорит о приверженности традициям. Собственный богатый опыт позволяет
фирме достойно работать в знаменитом "русском стиле",
который знают и ценят во многих странах мира.
Этот стиль появился не сразу и вдруг. Литейное дело процветало
еще в Киевской Руси. Когда древняя русская столица пала под натиском
татаро-монгольских орд в XII веке, торговля и промышленность начали
перемещаться в северные области в Тверское и Московское княжества,
в Великий Новгород. Именно здесь начинает бурно развиваться производство
художественных изделий. Так, в 1342 г. новгородский епископ
Василий, желая украсить Софийский Собор, приглашает из Москвы "мастера
добра, именем Бориса".
С возвышением Москвы среди русских княжеств, московские князья
ставят перед своими литейщиками задачу овладения искусством изготовления
пушек. Их производство началось в 1393 году. Пушечные мастера ценились
особо ведь пушки, помимо прямого назначения, служили образцом
высокого искусства и вызывали восхищение богатым декором, изящными
лафетами.
Старая Москва была знаменита и колоколами своих бесчисленных церквей
и монастырей. Уже с первой половины XVIII века отливались колокола
массой 130-160 тонн, тогда же был изготовлен и знаменитый 200-тонный
Царь-колокол. Производство колоколов с изображениями святых, царей,
затейливой вязью церковных текстов немало способствовала совершенствованию
художественного бронзового литья.
Реформы Петра I, которые резко изменили государство и устои жизни
российского общества, весьма способствовали развитию искусства
художественной бронзы. Стремительно растущая горная и металлургическая
промышленность в достатке обеспечила страну важнейшими металлами,
в том числе медью. На русскую культуру мощное влияние оказало прибытие
в Россию талантливых европейских архитекторов, скульпторов, художников,
лепщиков, литейщиков. Так возникла почва для создания национальной
школы художественной бронзы.
В середине XVIII столетия, в годы царствования Елизаветы, Россия
становилась могучей империей, влияющей на европейскую политику,
и ни в чем не хотела уступать даже королевской Франции. Петербургский
двор соперничал с Версалем. Остро возникла потребность в своих,
российских мастерах художественной бронзы, чтобы заменить
привозные французские изделия.
«Русская художественная бронза», как самостоятельный
и оригинальный раздел национального прикладного искусства, появилась
на рубеже XVIIIXIX веков. С тех пор этот термин в понимании
искусствоведов обозначает все многообразие скульптурных, прикладных
и декоративных изделий из бронзы, изготовленных в России, которые
были обязательными атрибутами в оформлении парадных и жилых интерьеров.
Первая половина XIX века была временем господства бронзы в интерьере
дворцов, дворянских усадеб и городских домов. В Санкт-Петербурге
в этот период работало 53 мастерские и фабрики художественной бронзы.
В Москве значительно меньше лишь 8 мастерских, хотя первая
из них, мастерская Фишера, была открыта еще в конце XVIII века.
Открытый в 1839 году русским физиком Борисом Якоби метод гальванопластики,
удешевил как само изготовление художественной бронзы, так
и процесс нанесение на нее декоративных патин, золочения. Технический
прогресс стимулировал рост производства, его реорганизацию. На смену
ремесленным мастерским пришли крупные предприятия с новым оборудованием,
технологиями, квалифицированными кадрами.
Российские бронзовщики не сторонились новомодных течений "необарокко",
"неорококо", "неоклассики". Однако особое место
занял "русский стиль" в духе национальных орнаментов
и сюжетов. Завоевывает популярность "кабинетная" скульптурная
пластика.
В 18601880-е годы в русской художественной бронзе,
наряду с гальванозолочением, широко используется патинирование,
как зеленоватых, так и коричневых оттенков. Чаще всего таким способом
оформляли изделия малой скульптурной пластики, которые воспроизводили
сюжеты и типажи из русской истории и фольклора, сцены из крестьянской
жизни. Визитной карточкой русского стиля стали вариации на тему
охоты и анималистика. Многообразие сюжетов и образов, прекрасное
литье, чеканка и патинирование принесли русской художественной
бронзе широкую известность в стране и за рубежом.
Если петербургские бронзовщики специализировались на дорогой, парадно-дворцовой
бронзе, то в Москве делали более дешевую, душевно-трогательную,
живую бронзу для среднего и мелкого дворянства. Поэтому их изделия
отличались не дворцовой пышностью, а высоким ремесленным усердием,
придававшим удивительный колорит и уют московским гостиным.
Сегодняшняя бронза фирмы "НимбЪ"
не растеряла этих качеств. Широк и разнообразен ассортимент фирменных
изделий из бронзы и латуни. Великолепны образцы прикладного искусства:
скульптуры, барельефы, миниатюры, иконы. Тонким художественным вкусом
и особым изяществом отличаются предметы интерьера
подсвечники, люстры, бра, часы, каминные принадлежности. Разнообразные
решетки и лестничные ограждения с применением кузнечного дела
тоже по плечу мастерам фирмы. Они готовы изготовить любую «штучную»
вещь по фотографии или эскизу клиента, причем, придать ей любой
стиль или направление, а художники-дизайнеры посодействуют своими
рекомендациями точному выбору.
«Мы не делим заказы на ответственные
и рядовые: все они для нас одинаково важны, и любую работу мы стремимся
исполнить, как единственную в своем роде», говорит
директор фирмы "НимбЪ"
Александр Седушкин. В этом, наверное, и заключается секрет
особого свойства одушевленности, присущего московской
бронзе.
Владимир Потапов
|